13 января – Васильев вечер, Васильева коляда, Мелания
Главная / Русские народные праздники / 13 января – Васильев вечер, Васильева коляда, Мелания, Старый Новый год
Русские народные праздники

13 января – Васильев вечер, Васильева коляда, Мелания, Старый Новый год

преподобная мелания 13 январяВ народном календаре 13 января – Васильев вечер, Васильева коляда, Мелания, Старый Новый год. Православная церковь в этот день почитает преподобную Меланию – богатую и знатную римлянку, жившую в V веке. Когда девушке исполнилось 14 лет, её выдали замуж. Её мужем стал юноша по имени Апиниан. Молодые супруги решили посвятить жизнь служению Господу. Они много путешествовали по Святой Земле и Африке, молились, посещали больных и помогали бедным. По молитвам Мелании совершались многие чудеса. Умерла она в 439 году.

У преподобной Мелании было двое детей. Вторые роды были очень тяжелыми, а появившийся на свет мальчик вскоре скончался. Поэтому этой святой часто молятся при тяжелом родоразрешении.

13 января – Васильев вечер: что за праздник?

День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и Васильева дня.

В это время шли полным ходом приготовления к праздничному застолью. Женщины наготавливали как можно больше блюд, веря, что чем богаче и разнообразнее новогодний стол, тем лучше будет настроение гостей и домочадцев, и тем веселее пройдет застолье, а это особенно важно в наступлении первого дня Нового года, ведь хорошо известно: как Новый год встретишь, так его и проведешь.

13 января – Васильев вечер

Васильев вечер: традиции и обычаи

Наши пращуры в новогодние дни демонстрировали благополучие, довольство, сытость и добрые отношения. Считалось, что это принесет им счастье в наступающем году. По этой причиной с Меланией связано понятие больших приготовлений и изобилия:

Наряжается, что Меланья на свадьбу.
Меланины сборы.

Обязательным блюдом на столе наших предков в канун святочных праздников (Нового года, Рождества, Крещения), а также в дни общего поминовения усопших (Масленичная и Троицкая суббота, Радуница, Дмитриев день) была кутья – каша из цельных зерен и ягод с добавлением меда, который придает блюду сладкий вкус.

Значение кутьи обусловлено символикой её состава. Считается, что ягоды, зерна и мед возрождают жизнь через смерть:

  1. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис) символизирует плодородие и долголетие, потому что оно сохраняет, воссоздает и умножает жизнь.
  2. Ягоды (изюм, сушеная черемуха) – тоже семена, поэтому они имеют такое же значение, как и зерно.
  3. Символическое значение меда тесно связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», которая поставляет воск для свечей. Пчелу представляли божественным существом и верили, что жалит она только грешников. По этой причине мед использовали в обрядах в чистом виде, а также добавляли в состав ритуальных блюд (пряников, пирогов, хмельных напитков, кутьи и пр.). Ритуальное вкушение такой пищи приобщает человека к процессу вечного кругооборота жизни.

В связи с этим, кутья входит в состав блюд святочного периода, который открывает новый календарный круг, а ещё применяется в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (день рождения, свадьба, похороны).

кутья рождественская фотоГоршок с кутьей в Рождественский сочельник ставили в красный угол рядом с необмолоченным снопом ржи. Часть кутьи, оставшейся после ужина, детки разносили по домам бедных людей, а другую часть вместе с недоеденными праздничными блюдами сохраняли на столе до утра для «поддержания душ» умерших предков.

Кутья настолько важное обрядовое блюдо, что в её честь были названы святочные трапезы. Трапезу в Рождественский сочельник назвали «постной» кутьей, в Васильев вечер – «щедрой», в Крещенский сочельник – «голодной».

В южных регионах «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, пела щедривки, за что хозяева их щедро благодарили: угощали оладьями, пирогами, колбасами. Щедривками поздравляли хозяев домов с праздником. Раньше щедрование сопровождалось магическими действиями, танцами, музыкой, пантомимою, обрядовыми играми с масками, например, «Козой». «Козу» рядили в вывернутый наружу кожух, крепили соломенные рога, хвост и звоночек на шею. Как правило, «Коза» плясала, «умирала» и «оживала».

Часто разыгрывали шуточную свадьбу Меланки и Васыля. Имя жениха Мелании было выбрано не случайно, ведь следом за её днем наступал день памяти Василия Кесарийского, открывавшего Новый год. Следовательно, Меланина свадьба – это символическая встреча старого и нового года, с пожеланиями урожая и счастья в наступающем году.

Иногда молодежь разыгрывала настоящие театральные представления, для которых заранее готовили яркие костюмы, маски и бутафорию. Театрализованное действо состояло из трагических и комических сцен, карнавальных и мистериальных элементов: жестокий царь, желая взять в жены красавицу Меланку или (по другим версиям) сохранить языческую веру, казнит непокорную девушку, своего сына, оставшегося верным православию, и даже старика-гробокопателя, отказывающегося копать могилу. Но появившийся чародей или «французский лекарь» воскрешает героев, и драма заканчивается танцами и всеобщим весельем.

Васильев вечер: приметы и поверья

В предновогодней суете особо некогда было наблюдать за погодой, но люди все равно обращали внимание на яркость звезд, силу мороза, ветер и т.п.:

  1. Если небо ясное и звездное, будет хороший урожай гороха и чечевицы. Если же звезды к утру померкнут, то горох благополучно не дозреет.
  2. Вьюга накануне Васильева дня – к большому урожаю орехов.
  3. Если ночью ветер с юга дует, год будет жарким и благополучным, с востока – к урожаю фруктов, с запада – к изобилию рыбы и молока.
  4. Если падает мягкий снег, то год будет урожайным.
  5. Теплый день – к дождливому лету.
  6. На деревьях много пушистого инея – к хорошему медосбору и урожаю зерновых.
  7. На деревьях гололед – уродят овощи и плоды.

девушка гадаетГадание на Васильев вечер

В Васильев вечер гадали о замужестве и погоде, а ещё ворожили по кутье. Если горшок с кашей в печи треснул или только что приготовленное блюдо вылезло из него, если кутья оказалась мелкой и белой, то все это было предвестником беды в доме. Если же кутья во время приготовления покраснела, а горшок с ней был полон, то в семье ждали счастья и удачи.

Чтобы определить, какая погода будет в наступающем году, старший мужчина в доме разрезал напополам луковицу, выбирал по числу месяцев в году чашечки из половинок чешуек и расставлял их в ряд, засыпая в них до половины соль. Потом слева направо давал чашечкам названия месяцев года, начиная с первого, и загадывал, какой месяц в году будет самым дождливым, а какой, наоборот, засушливым. Чашечки помещали на подоконнике, а утром смотрели, где соли больше растаяло, а где меньше. Это указывала, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие.

Гадания о замужестве в Васильев вечер

Мама завязывала незамужней дочери глаза и водила её по комнатам дома, потом отпускала и говорила, чтобы девушка шла туда, куда ей хочется. Если дочка подходила к двери – значит, она скоро выйдет замуж.

Ещё гадали на кольце. Для этого брали обручальное кольцо бабушки или матери, опускали его в стакан с водой. В полночь в кольце должен был показаться будущий супруг. Если же девушка увидит холмик, то замуж она не выйдет.

В блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если иголки в воде сойдутся, то гадающая выйдет замуж за любимого.

Чтобы узнать имя суженого девушки в Васильев вечер выходили на улицу, спрятав ложку кутьи под фартуком, и у первого проходящего мужчины спрашивали имя. С помощью кутьи узнавали, какие деловые качества будут присущи будущему жениху. С этой целью готовую кутью выставляли на колодец и ждали, кто прилетит её клевать: если сорока, жених будет проворным и болтливым, ворона – непутевым, голубь – добрым и заботливым, воробей – работящим.

Из середины поленницы доставали полено. Если оно гладкое, то муж будет красивым и добрым, если сучковатое – вспыльчивым и злым. Сколько на полене сучков, столько детей будет.

В народе верили, что гадания, проведенные в этот день, обязательно сбудутся.

мороз у славян

Обряд «Кликанье мороза»

В Васильев вечер зазывали на трапезу мороза, чтобы угостить его ритуальной пищей. Мороза в период Святок кликали на Рождество, в Васильев вечер и в Крещенский сочельник. Исполнял обряд хозяин или хозяйка дома, вынося для мороза угощения (кутью, овсяный кисель, блины). Мороза зазывали в полночь (перед сочельническими трапезами), утром (после приготовления пищи в Чистый четверг; после пасхального разговения) или днем (во время праздничного пасхального обеда). Зазывали мороз в открытое окно или выходили на крыльцо дома:

«Дед-Мороз, приходи есть блины и кутью. А летом не приходи, росу не убивай, огурцы не съедай, ребятишек не гоняй».

Если обряд проводили до еды, то морозу выносили первую ложку киселя или кутьи. Если же по окончанию трапезы, то отдавали остатки обрядового блюда. Кисель или кутью иногда оставляли снаружи на окне, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выливали через порог на улицу. Иногда оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда заключается в задабривании мороза.

Видео: 13 января – Васильев вечер, Меланья, Щедрый вечер