«Бабьи каши» (8 января) ‒ праздник рожениц и повивальных бабок. По старому обычаю, в этот день женщины ходили к повитухам и родильницам с пирогами. Помимо этого, пироги несли в церковь – Богородице, что вызывало гнев и нарекания священнослужителей, которые осуждали и запрещали такой обычай, считая его недостойным и несовместимым со святостью Пречистой. Но, несмотря на запреты, праздник продолжали отмечать практически везде. Ежегодно в день, следующий за Рождеством Христовым, женщины навещали повивальных бабок и рожениц, устраивали застолье, которое иной раз начиналось вечером и продолжалось до зари.
Утром, 8 января, повивальные бабки и женщины, родившие в этом году, собирались в церкви и перед иконой «Блаженное чрево», которую в народе ещё называли «Чрева-Рождения», служили молебен. После молебна повитухи шли в гости к роженицам, которые одаривали их деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Это ритуальное угощение и дало название празднику «Бабьи каши».
В праздник «Бабьи каши» воду и крупу для каши набирали в два часа ночи. Каша могла быть рассыпчатой, вязкой и жидкой (размазня). Это зависело от количества жидкости в блюде. В народной кухне рассыпчатую кашу готовили из ядрицы, а размазню из мелкой или молотой крупы.
Испокон веков у наших пращуров каша была в почете. Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем. В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства. В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир. Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками. Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь».
По народным представлениям, между Богородицей и повитухой существует особая связь. Повивальную бабку нередко называли Соломонидой, Соломеей, Соломонией. В христианских легендах так звали женщину, которая помогла Богоматери во время родов. На некоторых иконах «Рождества Христова» изображена Соломонида в белых одеждах, собирающаяся омывать Младенца Христа.
Именно эту легендарную повитуху наши предки почитали покровительницей всех повивальных бабушек. За помощью к ней обращались роженицы и женщины, принимающие роды. Беременные же взывали к Богородице, прося Её помочь в поисках хорошей повитухи.
То, что праздник рожениц и повитух следует сразу за Рождеством, с особой силой подчеркивает связь Пречистой Девы с повивальными бабками, а также покровительство простым женщинам, а ещё указывает на равенство в родовых муках, в радости и боли материнства всех женщин, включая Деву Марию. Этот народный праздник как бы возвышал и обожествлял каждую роженицу и придавал факту появления на свет младенца высокий, богоугодный смысл.