Купала, Купало – языческое божество лета и главный персонаж праздника летнего солнцестояния в мифологии восточных славян. Впрочем, до сих пор неизвестно, существовало ли в действительности языческое божество Купало, либо же оно являлось лишь олицетворением праздника. Так летний праздник Купалы был посвящен Яриле – славянскому мифологическому персонажу, связанному с идеей плодородия. Купалой назвать этот праздник могли потому, что одним из главных обрядов дня было купание в водоёмах (само название Купало иногда соотносится с купелью). Однако, по мнению некоторых исследователей, у славян действительно существовало божество Купало.
Отмечается праздник в 7 июля – в день рождества Иоанна Предтечи, которого в народе часто называли Иван Купало.
Не исключено, что божество Купало появилось довольно поздно и стало олицетворением празднества. Так как сам праздник был посвящен Яриле – божеству плодородия, то со временем Купало стали называть «богом плодов земных». Так, например, в Нижегородской, Тверской, Ярославской и других губерниях простой народ Иван Купалу называл Ярилою, а там, где Купало почитали отдельным божеством, его представляли в образе прекрасного парня, одетого в лёгкую одежду. Его голову украшал венок из купальницы, а в руках он держал цветы и полевые ягоды. Хочется отметить, что этот образ тоже очень близок к образу Ярилы.
Праздник Ивана Купалы в честь воды, солнца и земли
День Купалы праздновали в начале жатвы, в ночь с 24 на 25 июня по ст. ст. В древности этот праздник считался очень значимым и великим, и даже с приходом христианства он не утратил своего значения. И хотя 25 июня по ст. ст. Церковь справляла день рождества Иоанна Предтечи, среди простого народа к этой дате приурочивались обряды и обычаи, не имеющие никакого отношения к этому церковному празднику и, очевидно, сохранившиеся с языческих времен. К таким обрядам относятся обычаи в день Ивана Купала купаться в речках, жечь костры и прыгать через них.
Традиция возжигать костры на Купалу была известна повсеместно. Огни зажигали в сумерках на горах или на полях. Они, обычно, были большими, и кроме дров в них бросали разные травы и цветы, а ещё различные предметы.
Девушки и юноши после купания в реке, перепоясанные цветами, пели и танцевали у огня. Попарно, держась за руки, прыгали через него. При этом считалось, что если во время перепрыгивания через костер, руки парня и девушки не разомкнутся, то скоро эта пара вступит в брак и их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Во многих местностях у огня в этот праздник плясала не только молодежь, а и все жители селения невзирая на пол и возраст.
У костров совершали разные обрядовые действия. Люди не только сами прыгали через огонь, чтобы защититься от болезней и порчи, но и прогоняли сквозь огонь скотину, веря, что это поможет обезопасить её от ведьм, нечистой силы и Коровьей Смерти.
Повсюду в Купальскую ночь веселились до самого утра. Устраивались многочисленные игрища, гадали и проводили магические действия, направленные на обеспечения благополучия людей и животных, получение хорошего урожая и т.п. Одним из таких традиционных обрядов стало уничтожение чучела Смерти, Морены, приуроченное к этому дню.
Обязательно на Купалу нужно было искупаться в водоёме, а иногда участники приносили своеобразные жертвы, которые бросали в воду, что, скорее всего, являлось остатком древних молений источникам и рекам. Верили, что в этот день солнце, купаясь в водах, освящает их, и поэтому обливание водой и купание приносит здоровье и силы, защищает от порчи и сглаза.
Вообще в народе праздник Купалы считался праздником «огня и воды», потому что большая часть обрядов этого дня была связана или с огнем (купальскими кострами, которые зажигали от «живого» огня), или с водой (водоёмами и источниками, в которых купались, обливались водой, а ещё с росой, которую в этот день собирали на полях).
Связан с этим праздником ещё и культ растительности. С давних времен в этот день собирали разные травы, которые использовали в лечебных и магических целях. Люди верили, что собранные в это время травы обладают чудодейственной силой. Цветами и травами на Купалу украшали дома. Во многих местах такая традиции объяснялась тем, что некоторые растения могут оградить жилище и домашнее хозяйство от нечистой силы, особенно активной в этот день.
О почитании растительности в этот праздник говорят и обряды с деревцем (чаще всего с березкой), совершаемые на Купалу. Так, например, в Белоруссии и в Украине вечером на Иванов день девушки выбирали дерево (иногда приносили с собой уже срубленное или просто втыкали в землю ветку вербы или ивы), наряжали его, украшали ленточками и венками, называли Купало и водили вокруг него хороводы. С приходом темноты вокруг дерева зажигали огни и пели обрядовые купальские песни. Проводить этот обряд могли и по-другому. В некоторых местах девушки сначала около часа водили вокруг деревца хороводы, а затем прибегали парни, которые не участвовали в хороводах и стояли всё это время в стороне. Они набрасывались на деревцо и разрывали его на части, хотя девушки всячески старались его защитить.
Песни, которые распевали в Иванов день, были самыми разными. В некоторых местах петь их начинали за несколько дней до праздника и продолжали петь ещё какое-то время после него. Так, например, в Малороссии купальские песни начинали петь за неделю до праздника, а накануне Иванова дня, в день Аграфены Купальницы, перед закатом солнца, девушки и молодые женщины в праздничных нарядах, в венках из цветов и трав, собирались возле срубленного дерева, пели песню, после которой под деревом ставили куклу в человеческий рост, изготовленную из соломы и одетую в женскую рубаху.
Голова куклы была украшена лентами, а шея – монистами. Называли её Купалой, а дерево – Мареной. Возле дерева зажигали солому, пели песни, а потом куклу и деревце несли к реке и бросали в воду, туда же кидали венки, а сами начинали прыгать через огонь. Со временем куклу в купальских ритуалах перестали использовать и осталось только дерево, которое украшали венками и монистами.