Одежда древних славян
Главная / Славянская культура / Одежда древних славян
Славянская культура

Одежда древних славян

одежда древних славянСлавянская одежда формировалась годами. Всё неудобное и непрактичное со временем отпадало. Ткани для одежды древние славяне ткали из льна и конопли, пряли из шерсти коз и овец. Зимой надевали шубы-кожухи, изготовленные из меха диких и домашних животных.

Главным источником для изучения одежды древних славян являются материалы археологии. Однако в VI-IX веках повсеместно у славянских племен господствовал обряд трупосожжения, после которого сохранились лишь остатки украшений и металлических деталей одежды (застежки, пряжки, поясные брошки, кольца и т.п.).

Письменные свидетельства также почти отсутствуют, т.к. в ту пору славяне не имели своей письменности. Сведения об одежде славян у античных авторов довольно скудные. Прокопий Кесарийский, описывая жизнь славян в VI веке сообщил, что славянские воины не носили ни хитона, ни плаща, не имели панциря, а надевали короткие штаны. Штаны особенно впечатлили древних авторов, т.к. греки и римляне штанов не носили, и подобную одежду считали варварской.

Таким образом, фактических данных для описания одежды славян VI-IX вв. очень мало, поэтому полного очерка сделать пока невозможно.

Материалы для изготовления одежды древних славян

С древнейших времен славяне одевались, прежде всего, в платья из конопляного и льняного полотна, а также из шерсти. Лён – древнее индоевропейское растение, а конопля распространилась в славянской среде в I веке н.э.

Прядение и ткачество принадлежали к наиболее распространенным домашним занятиям славянских женщин. Волокно пряли при помощи деревянного веретена с пряслицем. Пряслица часто находят при раскопках древних славянских поселений. Изготавливали их из глины и мягких пород камня.

Чтобы из льна и конопли сделать волокно, а из него нити, нужно было приготовить кудель (пучок ниток). С этой целью приходилось долго сушить, дергать, мять и «трепать» стебли.

Веретено древней РусиКудель наматывали на прялку и тянули из неё пряжу – тонкие волокна, которые расчесывали специальным гребнем, а потом делали нити. Для этого пряжу скручивали пальцами, прикрепляя конец нити к веретену так, чтобы нить на него наматывалась.

Для устойчивости веретена при вращении на него насаживался грузик – пряслице. Такие пряслица из камня или глины археологи часто находят в жилищах древних славян. Особой красотой отличаются пряслица, выточенные из розового и красного камня – шифера, который добывали у города Овруч на Волыни в X – XIII веках. Они распространены по всей Восточной Европе.

С древних времен и до XX века пряжу пряли женщины. Работа была утомительной. Кроме того, считалось, что за ней следят особые духи-покровители. В языческие времена верили, что сама славянская богиня Мокошь наблюдает за ручным прядением. У нерадивой пряхи оставленные на ночь кудель и нити будут спутаны.

Ткацкий станок древних славянИз нитей на ткацком станке ткали ткань: на раму станка натягивали нити, которые переплетали при помощи челнока или ткацкого ножа. Ткани, изготовленные из льна, ценились не только в славянском мире, но и за его пределами. Славяне одеждами платили дань своим правителям. Само слово «платить» родственно слова «плат», «полотно» – кусок ткани. Вполне вероятно, что ткани у древних славян были средством платежа.

Восточные славяне широко применяли меха для изготовления теплой одежды. Использовали шкуру овец, а также диких животных (волков, медведей, лисиц, куниц, выдр, бобров, горностаев).

Шкуры животных использовались и для приготовления кож, из которых делали обувь, рукавицы, поясные ремни. Кожи изготавливались в большинстве своем из шкур коров и коз, реже – из шкуры лошади.

При раскопках древних славянских поселений найдены костяные и железные иглы, а также орудия кожевенного и скорняжного ремесла – металлические и костяные шилья, костяные скребки для обработки кожи, каменные утюжки для разглаживания швов на кожаных изделиях.

При раскопках древних славянских поселений найдены костяные и железные иглы, а также орудия кожевенного и скорняжного ремесла – металлические и костяные шилья, костяные скребки для обработки кожи, каменные утюжки для разглаживания швов на кожаных изделиях.

Мужская одежда древних славян

С давних времен мужская одежда славян состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости плаща или одежды типа позднейших свиты и кафтана. Общий характер рубашки передают литые фигурки человечков из Мартыновского клада. Рубашка была туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами, которые, по всей видимости, у запястья стягивались широкой тесьмой. На груди имелась широкая вышитая вставка. Рубаху подпоясывали.

мартыновский клад пляшущие человечкиДлинные узкие штаны «мартыновских человечков» доходят до щиколоток. У славян такие штаны назывались иногда ноговицами (в других случаях этот термин обозначал что-то вроде гетр). По-видимому, штаны поддерживались на бедрах бечевкой.

Поверх этих нательных одеяний надевались более тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших последние еще в праславянский период, – жупан, корзно, сукня и кожух.

Какие головные уборы носили славянские мужчины в VI – VII веках неизвестно. Вполне возможно, что жители южных районов обходились и вовсе без них.

Головной убор славян языческого времени известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола (памятник X–XIII) увенчана шапкой – полусферической с околышем. Подобный головной убор изображен и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Ярославская область).

Збручский идол фото

Если судить по древнерусским изображениям на иконах, миниатюрах и фресках, похожие мягкие полусферические шапки с меховым околышем были важной княжеской регалией, больше никто не носил таких шапок. По всей видимости, и в языческое время подобные головные уборы были атрибутами племенных князей и языческих божеств. Какие головные уборы носили простые люди на данный момент неизвестно.

Мужские одежды зачастую стягивались поясами из ткани или кожи. На кожаных поясах имелись металлические пряжки, а иногда наборные бляшки и наконечники. Поясные пряжки и бляшки неоднократно встречены в разных славянских памятниках VI–IX вв. Они не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды, а имеют широкие аналогии в древностях многих племен и племенных группировок того времени. Подобные вещи отражают значительную миграцию населения, широкие связи и заметную однородность дружинной культуры.

Славянские рубахи и верхняя одежда обычно завязывались тесемками, но иногда застегивались на пуговицы, запонки, застежки, которые изготавливали из бронзы, дерева, кости.

фибулы древних славянНа южной окраине восточнославянской территории распространился обычай застегивания наплечной одежды при помощи особого рода булавок – фибул. Эти металлические застежки не только выполняли практичную роль, но и служили украшением.

Одним из основных видов обуви славян VI–IX вв. были, несомненно, кожаные узконосые башмаки с невысоким подъемом, которые называли черевиками. Изготавливались они либо из целого куска кожи, либо из двух основных частей – цельнокроенного верха и подошвы. Основной шов обычно делался выворотным (куски кожи складывались лицом внутрь и прошивались по краю), применялись также наружный шов (при этом куски кожи складывались лицом наружу и прошивались), тачной (куски кожи сшивались встык, вплотную друг к другу) и через край.

кожаная обувь древних славян
Башмаки довольно плотно облегали ногу и закреплялись с помощью ремешка, который несколько раз обвивался вокруг щиколотки и завязывался. Некоторые виды башмаков шнуровались.

Нужно полагать, что во второй половине I тысячелетия н. э. славяне носили и лыковые лапти. Однако археологически это пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения такой обуви.

Женская одежда древних славян

Женская одежда древних славян состояла из рубашки, которая отличалась от мужской большей длиной и, очевидно, более обильными украшениями – вышивкой или узорным тканьем.

Фасоны мужской и женской верхней одежды в быту русских крестьян XIX в. мало чем отличались друг от друга. Мужская и женская обувь, тоже, скорее всего, была одинаковой.

женский головной убор древних славянЖенские древнеславянские головные уборы напоминают по форме русские кокошники. Составными частями этих уборов были серебряные пластины с завитком на конце – налобные венчики – и орнаментированные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха, – наушники. В XIX в. наушники делались из жесткого материала и богато украшались бисером, жемчугом, золотом или позолотой.

В кладах, найденных в южных районах восточнославянской территории, имеются и такие весьма характерные для славянского мира женские украшения, как височные кольца – бронзовые, серебряные, золотые женские украшения, крепившиеся обычно возле висков.

височные кольца разных видовПо форме и ювелирной техники височные кольца восходят к византийским и даже более отдаленным восточным – арабским образцам. Их широкое распространение указывает на внешние культурные связи между славянскими племенами.

Для закрепления верхней женской одежды в VI –VII вв. применялись пальчатые или лучевые фибулы.

Излюбленным женским украшением того времени (преимущественно в северных регионах) было ожерелья из бус. Многие ожерелья были одноцветными и состояли из синих стеклянных бус. Иногда добавлялись зеленые бусы. Изредка встречались темно-синие бусы с белыми, желтыми и красными глазками. В южнорусских землях ожерелья в ту пору не были распространены.

Славянский женский костюм VI—IX вв. изредка дополнялся металлическими украшениями – шейными гривнами, перстнями и браслетами. Этноопределяющих типов этих украшений у славян в то время еще не было. Они пользовались самыми разнохарактерными браслетами, перстнями и шейными гривнами, приобретенными у соседей или изготовленными собственными мастерами-ремесленниками по образцам украшений, которые были распространены среди многих разноэтничных племен.