Древней религией славян было язычество, которое является фрагментом древней индоевропейской религии, самостоятельно развившимся в первом веке нашей эры. В славянском язычестве новое уживалось со старым, постоянно его дополняя. Верования древних славян основывались не только на убежденности, что всё в природе живое – и камень, и огонь, и дерево, и молния, и т.п., но и сочетались с верой в способность души переходить в другую плоть, а также в сверхъестественных персонажей (Водяного, Домового, Русалок, Банника, Бабы-яги и т.п.).
После крещения Руси в 988 году и обращения славян в христианство сверхъестественные персонажи получили название нечистой силы.
Во времена язычества наши предки верили, что сверхъестественной силой была населена вся вселенная, с нею приходилось иметь дело и она была опасна, хотя и не всегда вела к плохому или трагическому концу. Эту силу можно было умилостивить и даже отпугнуть. Для этого проводили особые ритуалы. Постепенно из этой среды сверхъестественного выделились языческие боги.
Языческие верования славян
Славянское язычество – система славянских дохристианских представлений о мире и человеке, в основе которой лежала мифология и магия. Вся жизнь древних славян была наполнена верой в сверхъестественные силы и зависимость от духов и богов. Христианская церковь считала верования древних славян язычеством и суеверием.
Язычники – это народы, которые не верят в единого Бога и не почитают его Завет – Библию.
Первые известия о вере древних славян принадлежат Прокопию Кесарийскому, который писал, что славяне считают одного из богов – создателя молний – «владыкой всего». Ему приносили в жертву животных. Также наши предки почитали водоемы, нимф и другие божества, приносили им жертвы и во время жертвоприношения гадали о будущем. В античной мифологии нимфы – это духи природы.
Боги, олицетворяющие природные стихии (гром, молнию, землю и т.п.), считались высшими богами. Нимфы же относились к низшим божествам или духам.
Как древние греки приносили жертву Артемиде и Аполлону, так и древние славяне несли «требы» Роду и роженицам, а также берегиням и упырям. Позже стали поклоняться Перуну, Макоши, Хорсу и духам-вилам.
Перун – верховное божество славян, бог грома и молнии. Род и роженицы – духи, покровительствующие рождению потомства и роду в целом. Другое название этих духов – «суд» и «суденицы». Древние славяне верили, что при рождении человека эти божества наделяли его судьбой, долей.
По славянским народным верованиям, упыри – вредоносные покойники, которые по ночам поднимаются из могил, нападают на людей и выпивают их кровь.
Беригини – духи, обитающие на берегах водоемов, и связанные с культом рек и источников.
Вилы – духи источников и колодцев. По поверью, людям они являлись в образе прекрасных девушках в белых платьях, но с ослиными или козлиными ногами. Они наделены крыльями и способностью летать.
В древности у славян не было храмов. Они поклонялись идолам, которые устанавливали в святилищах, капищах просто под открытым небом. Изготовляли идолов из камня или дерева. Обязательным атрибутом капища был костер, а иногда и жертвенник.
Славянское язычество делило мир на: явь, правь и навь. Явь – наш реальный мир, где мы пребываем. Правь и навь – две стороны загробного мира, куда после смерти попадает человеческая душа. В культуре славянского язычества душа равнялась личности человека, а не была некой абстрактной искрой, дарованной богами. В правь попадали те люди, которые жили по совести, а вот навь – пристанище злых душ или тех, кто так и не смог обрести покой.
После крещения Руси люди продолжали втайне молиться языческим богам и приносить им жертвы.
Принесенные на Русь христианские святые в сознании наших предков совместились с древнеславянскими божествами-покровителями и стали восприниматься не в православном контексте, а в языческом. Особенно это оказывалось удобным в случаях созвучия имен. Так, к примеру, святой Власий слился с богом Велесом и стал покровителем животных. Георгий Победоносец в качестве Юрия отчасти слился с Ярилой и стал покровителем плодородия.
Замещение славянских божеств образами христианских святых в общественном сознании происходило, в том числе, из-за народного календаря. Происходило наделение святых различными несвойственными им атрибутами, а «легенды, и сами образы святых включаются в круг народных поверий, связанных с тем календарным периодом или днем, который им посвящен». Многие христианские праздники отмечались в дни старых языческих. Такая практика существовала во всем мире, когда государство меняло веру.