У восточных славян, как и у многих других народов мира, существовало представление о том, что одни покойники принадлежат к разряду «правильных», или как их ещё называли в народе «чистых», а другие – к «неправильным» или «нечистым». «Чистые» покойники – это те, кто умер своей смертью, от старости. Отмеренный им свыше срок они прожили на земле и ушли в мир иной на вечный покой. «Чистые» покойники пополняют ряды предков, которых в народе ещё называют «родителями» или «дедами». Хоронили таких умерших по всем правилам и каждый год поминали в дни, предназначенные для поминовения. Верили, что всё время они находятся в загробном мире и только в дни особого поминовения усопших на короткое время могут вернуться в дом своих живых родственников. Теперь давайте разберемся, кто же такие «заложные» покойники, и почему их так называли.
Кто такие «нечистые» («заложные») покойники?
Покойники, умершие преждевременной или неестественной смертью, которые не успели прожить до конца отведённый им свыше срок, считались «нечистыми». К ним относятся самоубийцы, а также погибшие из-за несчастного случая, убитые в драках и сражениях, умершие в молодом возрасте, не успевшие вступить в брак и оставить потомство. К «нечистым» покойникам относили и детей, родившихся мёртвыми или умерших некрещенными, и тех, кого прокляли родители, а ещё людей, которых похоронили с нарушением предписанных ритуалов. Кроме того, к разряду «неправильных» покойников причисляли людей, которые при жизни знались с нечистой силой, например, ведьмы, колдуны и т.п.
Слово «заложный» в научный обиход введено советским этнографом Д.К. Зелениным (1878-1954 гг.). Оно было известно в диалектах Вятской губернии и обозначало человека, умершего внезапной смертью.
В народе считали, что душа человека, умершего «неправильной» или, как в народе говорили «напрасной» смертью, не попадает в загробный мир, а остается как бы на границе мира живых и мира мёртвых. На месте своей гибели она «доживает» отмеренный ей срок. «Заложные» покойники могут являться людям в своём прежнем облике.
Согласно народному поверью, те, кто повесился или утопился, не попадает на тот свет, а бродит по земле, потому что Господь не призывает их к себе пока не наступит назначенный срок. Поскольку верили, что такие покойники после смерти «ходят» по земле, их ещё называли «ходячими». Считалось, что они опасны для живых и не достойны обычного погребения и поминовения. Именно такие покойники стали прототипом для многих мифологических персонажей, приносящих вред людям (русалок, упырей, кикимор и других мелких демонов).
Самоубийцы – самый распространённый вид «нечистых» покойников. С момента смерти их души пребывают в полном подчинении у нечистой силы. Молитвы живых не в силах им помочь, и до Страшного суда их будут мучать дьяволы. Существует убеждение, что самоубийцы ходят с помощью чёрта, который ими руководит. Есть поверье, что черти за душой самоубийцы прилетают в виде вихря или бури. Поэтому, когда случалась сильная непогода, говорили, что где-то неподалёку произошло самоубийство.
Верили, что самоубийцы «душу дьяволу отдали» и находятся у «Сатаны в когтях» или «в коленях». Их называли «чёртовой жертвой», «детьми дьявола». Считалось, что черти используют их в качестве лошадей и возят на них воду.
Как хоронили «заложенных» покойников?
В древние времена тела «нечистых» покойников старались не зарывать в землю. Их относили подальше от людских глаз в болота, овраги, низменные и топкие места и там оставляли, «закладывали» палками, кольями, мхом, листьями, ветками, оставляя тело на поверхности земли. Считалось, что их не принимает святая Мать-земля, могила «не держит» в себе покойника, он выходит из неё и бродит по земле как приведение, пугая и преследуя путников, навещая дома своих родственников, насылая болезни.
В земле таких покойников хоронить запрещали, а тем более нельзя было этого делать на кладбище вместе с «правильными», «чистыми» покойниками. Иначе на такое осквернение природа ответит людям бурей, заморозками, засухой, неурожаем, мором и другими страшными бедствиями.
Погребения «нечистых» покойников не только в Средние века, но даже в XX веке сохранили древние языческие черты. Крестьяне верили, что таких умерших следует хоронить в особых местах, отдельно от «родителей». Поэтому часто хоронили их в лесу, на перекрёстках дорог и границах полей, в мокрых местах без гроба, в той одежде, в которой они были одеты в момент смерти, повернув лицом в землю. В крайнем случае «заложенных» покойников могли похоронить и вблизи кладбища, но только за его оградой.
На севере России самоубийц даже запрещали вносить в деревню. Их хоронили под елью или между двумя елями. Иногда хоронили и на кладбище, но гроб в землю закрывали стоймя. В некоторых селениях считали, что хоронить самоубийцу нужно там, где он свёл счёты с жизнью, иначе он семь лет будет приходить на место своей гибели.
Грехом считалось упоминать самоубийц в заупокойной молитве и поминать, потому что их душа погибла навеки и заупокойная молитва вместо того, чтобы умилостивить Господа, наоборот, прогневает Его. Поминали самоубийц раз в году. Для этого на перекрёстках для птиц сыпались крупу или раздавали нищим милостыню поминальной едой: пирогами, блинами, крашенными яйцами. Иногда родственники жертвовали деньги на литье церковного колокола, чтобы он вызвонил самоубийце милость у Господа.
Чем опасны «заложные» покойники?
Наши пращуры верили, что души «заложных» покойников бродят по земле, могут возвращаться к себе домой, во сне или наяву являются родственникам, пугают и преследуют людей, и что самое опасное, пополняют собой ряды нечистой силы. Они могут насылать болезни, вызывать стихийные бедствия (град, бурю, засуху, затяжные дожди, заморозки летом и неурожай).
В древнерусских памятниках начиная с XIII века встречаются исторические свидетельства об обычаи выкапывать погребенных самоубийц из земли для предотвращения различных несчастий. Известны случаи, когда при массовых эпидемиях или стихийных бедствиях сельские жители, несмотря на запреты со стороны Церкви и советских властей, тайком из могилы выкапывали тело такого покойника и относили его за границу села и бросали в глухих местах, а ещё старались обезвредить опасное воздействие умершего (например, переворачивали усопшего в гробу лицом вниз, ему на шею накладывали обломок косы или серп, забивали в гроб осиновый кол, на могилу сыпали раскаленные угли.